Маршрут выходного дня для детей и родителей
Мемориальный комплекс "Урочище Пески"
01.02.202322 июня 2020 г. в День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны в Полоцке торжественно открыли мемориальный комплекс "Урочище Пески" на месте массовых захоронений времен войны. «Урочище Пески» - место на возвышенности на левом берегу Полоты недалеко от Спасо-Евфросиниевского монастыря. Здесь в 1941-1944 годах были захоронены замученные нацистами в пересыльном лагере для военнопленных "Дулаг-125". По версии историков, называть так это место стали сравнительно недавно - во второй половине ХХ века. До Великой Отечественной войны на территории сегодняшнего мемориала находилось стрельбище.
Задайте ребёнку вопросы: «Что и где ты слышал о войне?», «Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришёл с войны?», «Как люди сохранили память о войне?» (о героях войны написаны произведения, стихи, сложены песни, сняты кинофильмы, поставлены памятники)
Поинтересуйтесь у ребёнка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны (вспоминают минутой молчания, приносят цветы к памятникам, зажигают вечный огонь)
Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания, как нужно вести себя в это время? (Мину́та молча́ния — символический ритуал в память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Участвующие в ритуале встают и чтят память, не произнося речей и не разговаривая друг с другом. Минута молчания, как правило, длится 32 секунды).
Предложите ребёнку почтить память погибших солдат минутой, молчания, положите к мемориалу цветы
Почитайте детям стихи
День победы
Майский праздник – день Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(Т.Белозёрова)
Пусть будет мир
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
(Н. Найденова)
По окончании прогулки сделайте с ребёнком творческую работу "Салют"
Маршрут выходного дня: памятник Ф. Скорине, памятник букве "Ў", Музей белорусского книгопечатания
12.01.2023Что рассказать (прочитать) ребенку перед посещением данного маршрута.
Предложите отгадать ребёнку загадки и рассмотреть иллюстрации о книгах, буквах.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.
(Книга)
Есть подружка у меня,
Хоть она и молчалива,
Рассказать готова мне
Всё, о чём бы ни спросил я.
А принёс её мне мишка,
Догадались?! Это …
(Книжка)
Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает
(Буквы)
Памятник Ф. Скорине
Памятник расположен в историческом центре Полоцка и посвящен белорусскому первопечатнику Франциске Скорине. Псалтырь" - первая печатная книга Беларуси, написанная Ф. Скориной. Деятельность Ф. Скорины оставила большой след в истории, а книги Франциска вошли в список учебной восточнославянской литературы. Памятники Скорине установлены по всему миру, но именно скульптура в Полоцке считается самой достоверной и известной.
Памятник букве «Ў»
Поинтересуйтесь у ребёнка: "Что ты знаешь о буквах? Какие они бывают?"
Памятник букве «Ў» в Полоцке является уникальным и весьма необычным. Он единственный в своём роде, ведь кроме белорусского языка больше ни в одном языке мира не встречается буква «ў» («у нескладовае», по-русски – «у неслоговое»). «Ў» - это эксклюзивный символ белорусского языка. Автор памятника – Игорь Куржалов, главный художник Полоцка.
На памятнике изображена буква «Ў», а над ней находятся белорусские слова, в которых пишется данная буква, среди них есть «настаўнік», «Еўфрасіння», «слоўнік», «Браслаў», «дзеяслоў» и некоторые другие.
Музей белорусского книгопечатанья
Музей белорусского книгопечатания распложен в памятнике архитектуры XVIII в. – в бывшем келейном корпусе Полоцкого Богоявленского монастыря. Это единственный в стране музей, который собирает и хранит для потомков памятники письменности от рукописных свитков до современной книги, знакомит посетителей с историей письменности, письменных приспособлений, книжной иллюстрации, полиграфии.
В сборе экспонатов принимали участие книговеды, писатели, литературоведы, искусствоведы, сотрудники крупнейших библиотек и музеев бывшего СССР. Первый зал Музея знакомит с теми личностями, которые стояли у истоков белорусской книжности. Экспозиция второго зала знакомит с материалами для письма и древними формами книги, а также с памятниками письменности восточных славян. Третий зал посвящён истории бумаги, созданию книги-кодекса и форматам книг. Один из разделов экспозиции вводит в мир первых белорусских рукописных книг, их репертуара, процесса создания рукописей и способов их украшения. Отдельный зал Музея посвящён одному из самых известных белорусов и самому, наверное, известному полочанину – Франциску Скорине.
После посещения музея можно побеседовать с ребенком на тему «Моя любимая книга».
После прогулки можно предложить ребенку самостоятельно изготовить небольшую книгу.
Мастер класс по изготовлению «Книжки-малышки» https://www.youtube.com/watch?v=muCX9Gz3Ov0
Маршрут выходного дня "Детский музей"
01.12.2022Содержание маршрута:
В отличие от других музеев, здесь нет застекленных витрин и табличек «экспонаты руками не трогать». Здесь все можно трогать, рассматривать, изучать. Главная тема экспозиции музея «История привычных вещей». Создатели экспозиции сумели посмотреть на мир обычных вещей глазами ребенка, ведь для малыша даже часы – неведомый механизм, созданный волшебниками. Два экспозиционных зала музея дают возможность посетителям познакомиться с самыми разными предметами: часами, поддужными колокольчиками, фотоаппаратами, самоварами и другими, узнать историю их изобретения и усовершенствования, понять, что человек по своей сути творец, созидатель, а не разрушитель.
Во время обзорной экскурсии сотрудник музея расскажет об истории изобретения предметов и поможет вам увидеть роль человека в усовершенствовании предметного мира, через общение, игру и творчество — вспомнить любимые вами литературные произведения.
Что рассказать (прочитать) ребенку перед посещением выставки.
Предложите отгадать ребёнку загадки и рассмотреть иллюстрации о таких предметах,как: (часы, самовар, фотоаппарат)
В небо дыра, в землю дыра,
А посередине — огонь и вода. (Самовар)
https://www.culture.ru/materials/76834/vodogreinaya-mashina-ili-simvol-russkogo-byta
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
https://razvivashka.online/poznavatelnoe/istoriya-chasov-dlya-detey
Что за штука? Всем на удивленье
Щелкнет раз и вот, - пожалуйста,
Готов портрет, пейзаж,
Да, все, что вам угодно!
Конечно, это – (фотоаппарат)
https://setafi.com/elektronika/fotoapparat/chto-takoe-fotoapparat/
Расскажите ребёнку об этих предметах, задайте детям вопросы: Какие бывают часы?, Для чего нам нужны часы? Какая птица прячется в настенных часах? Как устроен самовар?Что такое самовар? Откуда произошел самовар? Какие бывают формы самовара? Чем топится самовар? Что можно приготовить в самоваре? Для чего нужен самовар? Для чего нужен фотоаппарат? и др.
После посещения Детского музея сделайте поделку "Часы". Идеи можно посмотреть тут
https://kroshkiladoshki.com/kak-sdelat-chasyi-iz-diska-i-bumagi-svoimi-rukami/
После посещения Детского музея сделайте поделку "Самовар". Идеи можно посмотреть тут
https://asreda.com/handiwork/509-shablon-samovara-dlja-applikacii.html
После посещения Детского музея сделайте поделку "Фотоаппарат". Идеи можно посмотреть тут
https://www.youtube.com/watch?v=MeZff-DM_VU
Выставка военной техники на Кургане Бессмертия
12.10.2022Содержание маршрута:
В парке на Кургане Бессмертия можно увидеть 17 единиц техники: ракетный комплекс "Точка-У", самоходный противотанковый ракетный комплекс 9П148, зенитно-ракетный комплекс С-200М "Вега-M", ЗиЛ-131, МиГ-29, машину командира батареи 1В18, танк и многое другое. У каждого выставочного образца установлен пояснительный планшет, на котором записаны технические характеристики машины и QR-код с более подробной информацией, которую вы можете прочитать ребёнку. Экспонаты расположены на благоустроенной площадке, рассмотрите их в подробностях, а так же сфотографируйтесь на фоне объектов. Обратите внимание ребёнка на мощь военной техники.
Что рассказать (прочитать) ребенку перед посещением выставки.
Предложите отгадать ребёнку загадки о военной технике:
Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут. (Танк)
Расскажите ребёнку, что танки впервые появились на полях сражения. Это были большие военные машины, которые сделаны из прочного железа, чтобы враг не мог пробить броню танка. (Броня – это основа танка). Танки защищают нашу страну на земле.
Спросите у ребёнка, что есть у танка? (корпус, башня с пушкой, гусеницы)
Поинтересуйтесь у ребёнка, знает ли он, почему танк на гусеницах, а не на колесах?
(танку гусеницы необходимы для того, чтобы передвигаться не по дорогам, а по полям, лесам, болотам. Кто управляет танком? (танкист). Зачем танку нужна вращающаяся кабина? (чтобы танкист мог стрелять в разных направлениях)
Обратите внимание ребёнка на то, что танкист должен быть метким. Предложите ребёнку побыть танкистом и проверить, какой он меткий. Поиграйте в игру «Попади в цель».
Следующая загадка:
Птица по небу летит,
Человек внутри сидит (Самолет).
Расскажите ребёнку, что сейчас самолеты делают из прочного металла, но раньше в военное время самолеты делались из плотного картона, при попадании в такой самолет вражеского снаряда, он быстро загорался, и пилоту приходилось прыгать из кабины (катапультироваться). И чтобы не разбиться при прыжке, у каждого летчика был парашют.
Спросите у ребёнка, что есть у самолета? (корпус, крылья, шасси) Для чего самолету шасси? (чтобы взлететь) Что еще нужно самолету, чтобы взлететь? (крылья)
Уточните, знает ли ваш ребёнок, что для того чтобы взлететь, самолету необходимы крылья специальной конструкции и мотор, который передает энергию колесам. После включения мотора самолет набирает скорость, разгоняясь на взлетной полосе.
Самолёт – самый быстрый вид транспорта. Все самолёты прилетают и улетают из аэродрома. Самолёт – это боевая машина, защищает нашу страну в воздухе.
Кто управляет самолётом? (Лётчики.)
Можно поиграть с ребёнком в игру «Самолёт»:
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите,(Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место становись! (Стоят на местах.).
После прогулки предложите своему ребенку сделать аппликацию «Танк».
Вам понадобиться: иллюстрации с изображениями танка, цветная бумага, ножницы, клей, кисть для клея, альбомный лист. Из прямоугольника предложите ребёнку вырезать овал (во время работы напомните о технике безопасности работы с ножницами) - это гусеница нашего танка, наклеим ее на нижнюю часть листа посередине, теперь вырезаем колеса и приклеиваем на гусеницу, далее вырежем корпус и наклеим над гусеницей, теперь вырезаем овальную башню, приклеиваем ее над корпусом, затем приклеиваем дуло.
Похвалите ребёнка за его работу, поместите на видное место.
Желаем вам приятно провести время!
Рекомендации для родителей по соблюдению правил дорожного движения при пешеходных прогулках
12.10.2022- При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
- При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
- При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
- При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- При посадке и высадке из общественного транспорта:
- впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
- При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.