Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи
График приёма специалиста
Вторник 8.00-9.00
Среда 16.30-17.30
тел. 43-92-46
Профилактика насилия в семье
19.02.2024Как бороться с эмоциональным давлением?
- Нужно вспомнить, что вы обладаете всеми теми же правами, что и эмоциональный тиран. Это понимание станет первым кирпичиком в процессе восстановления психологического стержня из веры в собственные силы и возможности.
- Обозначьте границы допустимого общения в спорных и конфликтных ситуациях. В некоторых случаях это отрезвляюще действует на любителей психологического прессинга, и они начинают себя вести корректнее.
- Ограничьте общение с агрессором. Если вы с ним семья, а просветления в отношениях не предвидится, постепенно готовьте площадку для разрыва отношений: позаботьтесь о финансовой подушке, работе, крыше над головой.
- Позаботьтесь о команде поддержки: другие родственники или люди, имеющие авторитет в глазах психологического тирана, могут усовестить его и повлиять на его отношение к вам. Иногда попытки эмоционально подмять другого человека под себя возникают из-за желания выглядеть солиднее и опытнее партнера.
- Курс коррекции отношений под кураторством хорошего семейного психолога позволит направить развитие отношений по нормальному руслу. Противостоять психологическому насилию сложно, если изо дня в день соглашаться с тираном в нелестной оценке самого себя.
Для того, чтобы определить, подвергаетесь ли вы семейному насилию предлагается небольшой тест,
со следующими вопросами:
- Вы опасаетесь плохого настроения близкого?
«ДА», «НЕТ»
- Вам запрещают встречаться с друзьями, родственниками?
«ДА», «НЕТ»
- На Вас постоянно кричат. Обижают. Критикуют, угрожают?
«ДА», «НЕТ»
4.Вас принуждают к вступлению в интимные отношения против вашего желания?
«ДА», «НЕТ»
- Вы чувствуете сильную зависимость от желаний и настроения партнёра?
«ДА», «НЕТ»
- Вам запрещают выходить из дома, устраиваться на работу или даже пытаться искать её? «ДА», «НЕТ»
- Вас обвиняют во всех бедах и неудачах, давят психологически, угрожают?
«ДА», «НЕТ»
Если на большинство вопросов ответили «ДА» - возможно человек находитесь в ситуации домашнего насилия и ему нужна помощь!
Признаки насилия над детьми:
- Нарушения физического и психического развития.
Такие дети:
- отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
- позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
- значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;
- часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;
- у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
2. Психологические особенности:
- часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
- любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;
- несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
- низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
- высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
3. Социальные последствия:
- трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
- пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;
- проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
4. Признаки в поведении родителей (законных представителей), склонных к жестокому обращению с детьми:
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
Рекомендации родителям
Как выйти из ситуации, когда вдруг кажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации
- Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
- Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
- Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
- Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
- Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
- Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
- Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
- Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
- Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Куда вы можете обратиться за помощью, если вы страдаете от домашнего насилия?
Правоохранительные органы. Если подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика. Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.
Территориальные центры социального обслуживания населения (ТСЦОН) в каждом районе Республики Беларусь. Кроме этого при ТЦСОН организованна работа отделений, которые могут предоставить временный приют в «кризисной» комнате.
Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, то можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблем.
Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия .
Телефон экстренного вызова милиции Полоцкий район:
тел. 42 35 86 с 17.00 до 08.00
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания
населения Полоцкого района»:
Виды услуг: телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия; очные консультации психолога и специалиста по социальной работе, социально-психологическое сопровождение, предоставление временного приюта в «кризисной» комнате.
Телефон доверия 46 17 95 с 08.00 до 17.00
Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой.
. 8(029) 151 95 22;
8 (033) 688 40 49
Общественное объединение «Радислава»
Виды услуг: психологическая помощь., телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия; группа взаимопомощи для женщин, пострадавших от насилия; социально-психологическое сопровождение.
Телефон доверия 8(017) 280 28 11;
8(029) 610 83 55 www.stopnasilie.org
Общественное объединение
«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин»
Виды услуг: информационная и эмоциональная поддержка; социальное сопровождение; юридическая помощь; психологическая помощь (пострадавшим и агрессору).
Тел: 8 (033) 6 032 032 (время работы с 9:00 до 18:00, выходной суб., вс.)
Кризисный центр для женщин
при ЧСПУО «SOS детская деревня г. Могилев»
Виды услуг: социальное сопровождение и поддержка; психологическая помощь; приют для женщин с детьми.
8 (044) 760 760 3
Международное общественное объединенное
«гендерные перспективы»
Виды услуг: информационная и эмоциональная поддержка; социальное сопровождение; предоставление временного убежища (шелтера); содействие в медицинском обследовании; юридическая, психологическая помощь; психологическая помощь агрессору; оплата проезда по РБ.
Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия.
8 801 100 8 801 (время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно) и с номера velcom (оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента)
Общественное объединение
«Клуб деловых женщин» г. Брест.
Виды услуг: информационная и эмоциональная поддержка; социальное сопровождение; юридическая и психологическая помощь пострадавшим от домашнего насилия.
8 (029) 723 40 37 (с 10.00 до 20.00) noviolence.brest@gmail.com
Общественное объединение
«Могилевский женский центр поддержки и самообразования»
Виды услуг: психологическая помощь совершеннолетним женщинам, находящихся в ситуации домашнег насилия и торговли людьми. Телефон для записи : 8 022 228 22 20. Записаться можно вт. чт. с 17.00 до 20.00
Общественное объединение
«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г. Сморгонь
Виды услуг: социальное сопровождение. тел. 8 (033) 602 72 04(с 9:00 до 17:00, кроме суб. и вс.)
Общественное объединение
«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г. Новополоцк
Виды услуг: психологическая помощь. 8 (029) 517 27 94 (с 15.00 до 18 00, кроме сб. и вс.)
Общественное объединение
«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г. Гомель
Виды услуг: юридическая помощь, тел. 8 (044) 724 14 70 (после 11:00) lorita24@yandex.ru
Борисовское женское социальное
общественное объединение «Провинция» г. Борисов
Виды услуг: правовая, психологическая помощь пострадавшим; социально-психологическое сопровождение. Правовая помощь и социально-психологическое сопровождение — «Женская кризисная линия»,
тел. 8 (029) 756 35 24 с 9:00 до 21:00 (без выходных)
Общественное объединение
«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г Мозырь
Виды услуг: психологическая помощь.
8 (029) 623 29 78 (с 9 00 до 21 00)
Временный приют
лицам, пострадавшим от насилия, а также лицам, в отношении которых вынесены защитные предписания.
Услуги временного приюта на безвозмездной основе могут быть предоставлены жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальным гражданам на возмездной основе.
Услуга временного приюта оказывается гражданам по месту обращения независимо от их места регистрации (места жительства), а также на основании письменного заявления без предоставления документа, удостоверяющего личность, в случае экстренной необходимости в получении услуги.
Услуга временного приюта предоставляется гражданам старше 18 лет. Вместе с тем при обращении семей с детьми дети поселяются вместе с законным представителем.
Временный приют предоставляется по направлению управления по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома, отдела внутренних дел Полоцкого райисполкома, ГУЗ «Центральная городская больница», государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Городокского района», а также обратившимся по собственной инициативе.
В период круглосуточного пребывания питание граждан, покупка лекарственных препаратов, средств личной гигиены и других предметов, необходимых в период пребывания осуществляется за счет собственных средств граждан, а при необходимости за счет безвозмездной (спонсорской) помощи, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью. Бытовые и прочие условия жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания.
Лицам, в отношении которых вынесено защитное предписание, устанавливающее обязанность гражданина, совершившего насилие в семье, покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение предоставляется место для обеспечения временного пребывания.
Основанием для рассмотрения вопроса об обеспечении граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, местом временного пребывания является письменное обращение гражданина.
Прием письменных обращений осуществляется в отделении социальной адаптации и реабилитации Центра. Предоставление места временного пребывания либо отказ в его предоставлении осуществляется на основании решения Полоцкого райисполкома.
За оказанием помощи обращаться в отделение социальной адаптации и реабилитации
по адресу г. Полоцк, ул. Ф. Скорины, 12/14, каб. 25
тел. 8 (0214) 46 11 58 с 8.00 до 17.00 или
по телефону доверия 8(0214) 46 17 95
В критических ситуациях, когда агрессия проявляется в форме сексуального, физического либо психологического воздействия, звонок в милицию является действенным способом остановить насилие.
Позвоните на общенациональную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия в Беларуси
8-801-100-8-801
Вы не одиноки - есть люди,
которые готовы оказать Вам помощь и поддержать Вас.
ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ!
Эл.почта: psixologiya.poloczk@mail.ru
Профилактика сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
15.01.2024Как узнать что ребёнок стал жертвой сексуального насилия
https://cloud.mail.ru/public/umqA/qwruTqHsf
О чем рассказать ребёнку, что бы защитить от сексуального насилия
https://cloud.mail.ru/public/ouq8/RfHYdVj7C
"Телефоны доверия" в Беларуси
Республиканская «Детская телефонная линия» 8-801-100-1611
Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801
Витебск 8- 0212 - 61-60-60
Полоцк 8-0214 - 77-22-20
Новополоцк 8-0214-37-13-75 (08.00-20.00)
Орша 8-0216-21-00-19 (08.00-20.00)
Телефон доверия для детей и подростков
(психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях)
8 017 263 03 03
Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"
8 029 899 04 01
Приёмная Национальной комиссии по правам ребёнка
8 017 327 31 38
Республиканский центр психологической помощи
8 017 300 10 06
Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов
8 801 100 21 21
Центры дружественного отношения к подросткам в Витебской области:
Витебский Центр здоровья и молодёжи
8-0212-57-24-71
8-0212-57-78-79
Центр дружественный подросткам "Откровение"
УЗ "Полоцкая детская поликлиника"
8-0214-46-76-55
Центр здоровья молодёжи "Диалог"
УЗ "Новополоцкая детская поликлиника"
8-0214-51-90-90
8-029-594-52-76
Ответственность за безопасность детей
Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ»
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи —наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
Памятка родителям
по обеспечению безопасности детей
Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми, надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями (на даче или в деревне у бабушки):
- формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
- проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
- решите проблему свободного времени детей;
- помните! поздним вечером и ночью (с 23.00 до 6.00 часов в летний период) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
- постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;
- не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;
- объясните детям, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми;
- убедите ребенка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете;
- когда ребенок в воде, не спускайте с него глаз, обязательно объясните детям, что они не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте;
- чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
- проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;
- изучите с детьми правила езды на велосипедах, квадроциклах, скутерах, мопедах, мотоциклах. Помните! Детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
Месячник правовой грамотности участников образовательного процесса
18.09.2023
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по проведению месячника правовой грамотности
участников образовательного процесса
ГУО «Детский сад № 12 г. Полоцка»
в период с 18.09.2023 по 20.10 2023
№ п/н |
Названия мероприятия |
Участники
|
Сроки исполнения |
Ответственный |
1. |
Родительские собрания по повышению уровня психолого-педагогической и правовой грамотности родителей в вопросах семейного воспитания и об ответственности родителей за безопасность детей
|
родители 1 – ой младшей группы |
20 .09.2023
|
Педагог-психолог Е.В. Силява |
1.1 |
- «В детский сад без слёз».
|
|||
1.2 |
- «Как научиться слышать своего ребёнка».
|
родители средней группы |
21.09.2023
|
|
1.3 |
- «Самооценка ребёнка, от чего и кого она зависит».
|
родители старшей группы |
27.09.2023
|
|
1.4 |
- «Игры и сказки в жизни ребёнка».
|
родители 2 – ой младшей группы |
04.10.2023 |
|
2. |
«Час информационно-правовой грамотности» письменный опрос (анкетирование) по проверке знаний педагогических работников Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации, о знании Алгоритма информирования педагогическими работниками о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
|
педагоги |
26.09.2023 |
Педагог-психолог Е.В. Силява |
3.
3.1. |
Игровые занятия с элементами сказкотерапии по формированию у детей критичного отношения к жестокому обращению и по развитию навыков безопасного поведения Игра Непослушные мышата» |
воспитанники
1 – ой младшей группы |
06.10.2023 |
Педагог-психолог Е.В. Силява |
3.2. |
Сказка «Зайчик Сеня потерялся» |
воспитанники средней группы |
10.10.2023 |
Педагог-психолог Е.В. Силява |
3.3. |
Игра «Сказочные герои учат безопасному поведению» |
воспитанники старшей группы |
13.10.2023 |
Педагог-психолог Е.В. Силява |
3.4. |
Игра «Путешествие Колобка» |
воспитанники 2 – ой младшей группы |
17.10.2023 |
Педагог-психолог Е.В. Силява |
4. |
Беседа по повышению правовой грамотности детей «Мои права»
|
воспитанники старшей группы средней группы
|
18.10.2023 19.10.2023 |
Воспитатели групп
|
|
Выставка рисунков «Выходной день в моей семье» |
воспитанники старшей и средней группы
|
20.10.2023 |
Воспитатели групп
|
5. |
Размещение на сайте учреждения актуального информационного материала об ответственности за совершение преступлений в сфере половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, а также об ответственности за непринятие мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних; об ответственности родителей за безопасность детей.
|
участников образовательного процесса |
18.09.2023-20.102023 |
Педагог-психолог Е.В. Силява |
Педагог-психолог Е.В.Силява
Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
23.03.2023МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ, ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ГДЕ ДЕТИ ПРИЗНАНЫ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ ( в редакции от 07.07.2023 г.)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 ноября 2017 г. № 146 Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь (с изменениями от 23.11.2021 года)
Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи»
Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи»
Принят Палатой представителей 31 мая 2022 г.
Одобрен Советом Республики 16 июня 2022 г.
https://cloud.mail.ru/public/rrqm/DJgpBsX9X
Закон Республики Беларусь ”Об оказании психологической помощи“ 01.07.2010 № 153-З.
Принят Палатой представителей 4 июня 2010 года Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года
Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и законных интересов граждан при ее получении.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
психологическая помощь – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию;
психологическая проблема – состояние душевного дискомфорта гражданина, вызванное неудовлетворенностью собой, своей профессиональной деятельностью, межличностными отношениями, обстановкой в семье и (или) другими проблемами личной жизни;
кризисная ситуация – условия и (или) факторы, приводящие к жизненным изменениям и возникновению психологических проблем, с которыми гражданин не может справиться привычными для него способами;
кризисное вмешательство – безотлагательное оказание психологической помощи.
Статья 2. Законодательство в сфере оказания психологической помощи
Законодательство в сфере оказания психологической помощи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию психологической помощи
Субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи, являются организации и индивидуальные предприниматели.
Статья 4. Психолог. Требования, предъявляемые к психологу
Психолог – лицо, непосредственно оказывающее психологическую помощь и отвечающее требованиям, предъявляемым настоящей статьей. При осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи, требующей получения соответствующего специального разрешения (лицензии), психолог должен соответствовать также иным требованиям, предусмотренным законодательством о лицензировании.
Психолог оказывает психологическую помощь в качестве индивидуального предпринимателя либо работника субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию психологической помощи.
Психологом может быть лицо:
имеющее высшее психологическое образование;
имеющее высшее медицинское образование с квалификацией врач-психолог, медицинский психолог, клинический психолог;
имеющее высшее педагогическое образование с квалификацией психолог, педагог-психолог, практический психолог в системе образования;
имеющее ученую степень доктора или кандидата психологических наук;
прошедшее переподготовку на уровне высшего образования по специальности практическая психология, медицинская психология, психология.
Лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, имеет право на оказание психологической помощи при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
Не допускаются к непосредственному оказанию психологической помощи лица, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, которые:
имеют судимость за совершение умышленного преступления против человека;
ранее выполняли воспитательные функции и были уволены за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением такой работы;
состоят на учете в психоневрологическом и (или) наркологическом диспансерах.
Статья 5. Виды психологической помощи
К видам психологической помощи относятся:
психологическое консультирование – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;
психологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;
психологическая профилактика – комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;
психологическое просвещение – комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.
Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности гражданина и направленная на выявление психологических проблем гражданина, уточнение их особенностей.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 6. Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи
Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и иными государственными органами, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами, в пределах их полномочий.
Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи
Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи
Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в сфере оказания психологической помощи, координирует деятельность государственных органов в данной сфере, определяет в части, не урегулированной настоящим Законом и иными законодательными актами, порядок и условия оказания психологической помощи.
Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и иных государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, в сфере оказания психологической помощи
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:
проводит государственную политику, за исключением государственной политики в сфере оказания психологической помощи в системе образования;
осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию психологической помощи;
вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;
осуществляет совместно с Министерством образования Республики Беларусь методологическое руководство;
развивает международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Министерство образования Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:
проводит государственную политику в системе образования;
вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;
осуществляет совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь методологическое руководство;
осуществляет методологическое руководство в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов;
развивает международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Иные государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, реализуют государственную политику в сфере оказания психологической помощи в пределах своих полномочий.
Статья 10. Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи
В целях обеспечения координации деятельности государственных органов в сфере оказания психологической помощи Советом Министров Республики Беларусь создается Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи.
Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи является консультативным органом. Положение о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи и его персональный состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 11. Лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи
Лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании.
ГЛАВА 3 ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 12. Организация оказания психологической помощи
Оказание психологической помощи осуществляется на основании методов и методик, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
Порядок и условия применения методов и методик оказания психологической помощи определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 13. Цели оказания психологической помощи
Целями оказания психологической помощи являются:
предупреждение психологических проблем;
разрешение психологических проблем;
преодоление последствий кризисных ситуаций;
информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения;
развитие личности, ее самосовершенствование и самореализация.
Статья 14. Принципы оказания психологической помощи
Психологическая помощь оказывается на основе принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;
добровольности получения психологической помощи;
доступности получения психологической помощи;
конфиденциальности;
научной обоснованности;
профессионализма.
Статья 15. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи
Информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой настоящим Законом. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется по запросу этого гражданина или его законного представителя, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии.
Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.
Предоставление сведений, указанных в части первой настоящей статьи, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:
органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;
руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан;
руководителей государственных организаций здравоохранения, оказывающих психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую помощь, для оказания такой помощи;
руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) этих учреждений;
научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии, психиатрии, сексологии, в связи с осуществлением ими педагогической деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.
Психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.
Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.
Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.
Статья 16. Формы и способы оказания психологической помощи
Оказание психологической помощи может осуществляться в очной и заочной формах.
Очная форма оказания психологической помощи – оказание психологической помощи без использования средств электросвязи.
Заочная форма оказания психологической помощи – оказание психологической помощи с использованием средств электросвязи.
Оказание психологической помощи гражданину осуществляется индивидуально или в составе группы.
Оказание психологической помощи гражданину (группе граждан) для преодоления последствий кризисных ситуаций может осуществляться путем кризисного вмешательства.
Статья 17. Порядок оказания психологической помощи
Психологическая помощь оказывается на безвозмездной или возмездной основе.
Оказание психологической помощи на безвозмездной основе обязаны обеспечивать:
государственные учреждения здравоохранения гражданам по месту их жительства (месту пребывания) либо пациентам – при оказании бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;
учреждения образования участникам образовательного процесса;
государственные организации, осуществляющие предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь несовершеннолетним, содержащимся под стражей;
лечебно-трудовые профилактории гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях;
учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь осужденным, отбывающим наказание в таких учреждениях;
комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета, управления (отделы) образования областных, городских, районных исполнительных комитетов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, несовершеннолетним, находящимся на воспитании в приемных, опекунских семьях, детских домах семейного типа, а также усыновленным несовершеннолетним по обращениям усыновителей;
государственные учреждения социального обслуживания малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам – на основании государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания;
местные исполнительные и распорядительные органы лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, иного тяжкого или особо тяжкого преступления;
государственные органы, иные государственные организации при осуществлении ими деятельности по оказанию психологической помощи для выполнения целей и задач, возложенных на них законодательством.
Психологическая помощь исключительно на безвозмездной основе оказывается:
организациями своим работникам;
с использованием средств электросвязи;
несовершеннолетним в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 настоящего Закона.
Психологическая помощь на возмездной основе может оказываться организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.
Оказание психологической помощи на возмездной основе осуществляется на основании письменных договоров об оказании психологической помощи, за исключением психологической помощи, оказываемой анонимно. К договору об оказании психологической помощи применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.
Психологическая помощь может оказываться анонимно на возмездной или безвозмездной основе. Анонимно психологическая помощь оказывается по желанию гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи. На гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи анонимно, оформляется специальная карта, в которой указываются названные гражданином фамилия, возраст и место жительства (место пребывания), без предъявления документа, удостоверяющего личность. Документами, подтверждающими факт оплаты услуг при оказании психологической помощи анонимно на возмездной основе, являются кассовый чек или иной документ, предусмотренный законодательством.
Статья 18. Условия оказания психологической помощи
Психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – также с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:
при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;
в случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения;
несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;
при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.
ГЛАВА 4 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ ИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГОВ
Статья 19. Права и обязанности граждан при оказании им психологической помощи
Граждане при оказании им психологической помощи имеют право на:
уважительное и гуманное отношение;
получение психологической помощи независимо от пола, расы, национальности, имущественного положения, религиозных убеждений и других обстоятельств;
выбор психолога, формы и способа оказания психологической помощи;
сохранение профессиональной тайны с учетом требований настоящего Закона;
отказ на любой стадии от оказания психологической помощи, а также от фото-, видео-, аудиозаписей при оказании психологической помощи;
получение выписок из документации психолога об оказании им психологической помощи, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно;
возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью вследствие оказания психологической помощи, в том числе компенсацию морального вреда, в порядке, установленном законодательством;
иные права, предусмотренные законодательством.
Граждане при оказании им психологической помощи обязаны выполнять рекомендации психолога, сотрудничать с ним.
Статья 20. Права и обязанности психологов
Психологи имеют право на:
защиту своих профессиональных прав;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения;
отказ от оказания психологической помощи в случае, если обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;
иные права, предусмотренные законодательством.
Психологи обязаны:
квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;
не допускать негуманных и дискриминационных действий при оказании психологической помощи;
уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психологической помощи;
сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего Закона;
соблюдать нормы профессиональной этики;
выполнять иные обязанности, возложенные на них актами законодательства.
ГЛАВА 5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Местным исполнительным и распорядительным органам в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 21, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
- Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
- Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
- Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
- Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – РОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники РОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].