Пункт коррекционно-педагогической помощи
График приёма специалиста
Второй понедельник
каждого месяца 7.30-8.00
тел.43-92-46
О деятельности ПКПП в 2024/2025 учебном году
30.08.2024Целью работы ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования.
Основные задачи:
- Изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи.
- Исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, осуществление коррекционно-педагогической помощи.
- Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения, развитие интеллектуально-творческих способностей у обучающихся.
- Повышение компетентности родителей в вопросах коррекционной педагогики.
Направления работы ПКПП:
- коррекция звукопроизношения; - формирование лексико-грамматических представлений; - развитие связной речи; - развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
В процессе организации коррекционных занятий реализуются принципы научности, систематичности и последовательности, доступности, полифункционального подхода, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Для каждого воспитанника с ОПФР разработан индивидуальный план работы, составлен график посещения занятий.
Занятия включают:
- Артикуляционную гимнастику
- Дыхательную гимнастику
- Пальчиковую и зрительную гимнастику
- Развитие мелкой и общей моторики
- Развитие фонематического восприятия
- Расширение и активизация словарного запаса детей
- Развитие лексико-грамматического строя речи
- Развитие связной речи
Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного занимательного материала, использование элементов современных технологий. Все это позволяет детям с особенностями психофизического развития успешно овладевать учебными программами, чувствовать себя комфортно в школе.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом заведующего учреждения образования на основании следующих документов: - заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; - заявление законного представителя воспитанника.
Отчисление из ПКПП осуществляется приказом заведующего учреждения образования на основании списка обучающихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам: -исправление нарушений физического и (или) психического развития; -смена места жительства; -перевод в иное учреждение образование;
Информация о деятельности ПКПП с 02 по 13 сентября 2024 года
Содержание обследования включает два раздела:
— изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической, медицинской документации;
— обследование самого ребёнка.
Данные заносятся в речевую карту, которая заполняется на каждого ребёнка.
Прежде всего в речевую карту заносятся анкетные данные:
- Фамилия, имя ребёнка.
- Возраст.
- Посещает или посещал ребёнок дошкольное учреждение.
- Профессия и место работы родителей.
Далее изучаются анамнестические данные (по истории развития ребёнка, путем бесед с родителями). Данные о нервно-психическом, соматическом и психомоторном развитии выписываются из медицинской карты или протокола медико-педагогической комиссии. В ходе беседы с родителями важно получить следующие сведения:
— наследственность (данные о речевых нарушениях у родителей, родственников, о наличии у них нервно-психических и соматических заболеваний до рождения ребенка);
— протекание беременности и родов у матери (от какой по счету беременности родился ребенок, как протекала беременность, особенно в первые три месяца, болезни матери во время беременности, проводилась ли лекарственная терапия, рентгеновское обследование, было ли радиоактивное облучение; время наступления родов, их длительность, применялись ли пособия при родах — наложение щипцов, использование вакуум-экстрактора, закричал ли ребёнок или родился в асфиксии, ее длительность);
— раннее общее развитие ребенка (вес и рост при рождении, брал ли грудь, как вскармливался, когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, какие заболевания перенес);
— раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь). Речевая активность, характер использования жестов, понимание речи окружающих;
— психические особенности ребёнка (как ориентируется в окружающей среде, отношение ребенка к своему дефекту — речи и внешнему облику — особенно при ринолалии и дизартрии);
— отношение к ребёнку в семье, детском саду, характер общего и речевого воспитания (слишком строгое обращение, угрозы, физические наказания, гиперопека, несогласованность, противоречивость, непоследовательность в воспитании; культивирование несовершенств детской речи, отсутствие контроля за формированием правильной речи, перегрузка речевой информацией).
— занимался ли с учителем-дефектологом (где, когда, в течение какого времени), были ли положительные результаты.
После уточнения сведений о развитии ребёнка, истории возникновения и особенностей протекания речевого нарушения проводится непосредственное обследование самого ребёнка.
Примерная схема обследования ребёнка:
- Анкетные данные.
- Анамнез.
- Строение артикуляционного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, зубов, прикуса, челюсти, неба, языка.
- Моторика артикуляционного аппарата. Обследование возможности выполнения губами, языком, челюстями основных движений, характерных для них при произношении звуков:
- Звукопроизношение.
- Слуховая функция:
- состояние физического слуха
- состояние фонематического слуха, анализа и синтеза (различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных, мягких и твердых звуков; выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, способность придумать слово на заданный звук).
- Общая моторика и мелкая моторика рук.
- Дыхательная и голосовая функция. Просодическая сторона речи.
- Словарный запас и грамматический строй речи.
- Психическое состояние (внимание, память, мышление и т.д.) и эмоционально-волевой сферы.
Обращаем Ваше внимание на то, что на основании заключения ЦКРО и Р (выдано в мае 2024) и проведенного обследования в сентябре 2024 будет составлен план работы с каждым ребёнком ИНДИВИДУАЛЬНО (в зависимости от структуры речевого дефекта).
Спасибо за внимание.
Артикуляционная гимнастика дома.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С,З):
Правильная артикуляция звука «С»:
- губы в улыбке
- зубы сближены
- кончик языка упирается в нижние зубы
- воздушная струя холодная, направлена посередине языка
- звук «С» произносится без голоса – глухой
Упражнения для язычка:
- «Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удерживать такое положение под счет от 5 до 10.
2.«Дудочка»
Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 1 до 10. Можно произносить «ДУУУУУУ»
- Чередовать « Заборчик» - « Дудочка».
- «Месим тесто»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя». 5 раз
- «Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
- «Остудим блинчик»
Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
- «Почистим нижние зубки»
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком
языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается
( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
- «Расчёска».
Просовываем язык через зубки (как бы
« расчёсываем» его), губы в улыбке. 5-8 раз.
- «Качели»
Рот широко открыт. Поднимаем язык то к верхним, то к нижним зубкам. Под счёт 1-10.
- «Горка»
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
- «Волшебная палочка»
Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или от суши) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С».
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (Ш,Ж):
Артикуляция звука [Ш]:
губы круглые, зубы немного разомкнуты, язык принимает форму «чашечки», а его боковые края прижимаются к небу. Голосовые складки разомкнуты и воздух сильной струей проходит через щель неба и задней части языка, после через кончик языка и альвеолы. Появляется характерный шум.
Артикуляция звука [Ж] точно такая же, как и при [Ш], но с добавлением голоса. Струя воздуха чуть слабее, щель меньше и это позволяет добиться «жужжания»
- «Месим тесто». Для него необходимо открыть рот, положить язык на нижнюю губу, аккуратно пошлепать его верхней губой или мягко прикусывать, произнося «пя-пя-пя».
- «Блинчик». Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
- «Качели». Рот широко открыт. Поднимаем язык то к верхним, то к нижним зубкам. Под счёт 1-10.
- «Вкусная конфетка». На кончик языка кладут кусочек ириски, предлагая приклеить его к альвеолам.
- «Лошадка» (на максимальной улыбке). Выполняем цокающие движения языком. Челюсть не двигается. 10 р.
- «Грибочек». Нужно улыбаясь, приоткрыть рот, широкий и распластанный язык приклеить к верхнему небу. Удерживать в такой позиции 5 секунд.
- «Гармошка» Приклеить язык к нёбу («Грибочек») и открывать-закрывать челюсть. 10 раз.
- «Чашечка». Рот открыт, язык распластан на нижней губе. Необходимо поднять его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Позу удерживают 5 секунд.
- «Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.
- «Маляр». Проводим широким языком по нёбу от горла к зубкам, как бы красим его кисточкой.1-10 раз
- «Фокус». Для него понадобится крохотный кусочек ватки, который кладут на кончик носа ребенка. Он высовывает язычок «чашечкой» и пытается сдуть ватку.
«Бублик». Необходимо округлять губы, слегка выдвигая их вперед. Позу удерживают 5 секунд. Можно добавить «вишенку» − полностью сжатые.
Артикуляционная гимнатика для звука (Л):
Правильная артикуляция при произнесении звука [Л] следующая:
- губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты;
- зубы слегка разомкнуты;
- кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них;
- при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.
- «Блинчик». Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
- «Накажем непослушный язычок» Кусаем кончик язычка зубками, рот в улыбке. 3 по 6 раз
- «Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.
- «Качели». Рот широко открыт. Поднимаем язык то к верхним, то к нижним зубкам. Под счёт 1-10.
- «Пароход» Улыбнуться, прижать кончик язычка зубами, на выдохе произнести длительный звук ЫЫЫЫ.
- «Почистим зубки» Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними /верхними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
- «Посчитаем пенечки» Нажимаем язычком на каждый зуб (пенечек) во рту поочередно.
- «Ловим мышку» губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «аааа» и прикусить широкий кончик язычка (поймали мышку за хвостик).
Артикуляционная гимнастика для звука (Р):
Звук [Р] - согласный, твердый, дрожащий.
Правильная артикуляция звука [Р]:
- губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
- зубы - разомкнуты;
- язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- голосовые связки - вибрируют, давая голос;
- воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
- «Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удерживать такое положение под счет от 5 до 10.
2.«Хоботок»
Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 1 до 10.
3.Чередовать « Заборчик» - « Дудочка».
- «Чашечка». Рот открыт, язык распластан на нижней губе. Необходимо поднять его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Позу удерживают 5 секунд.
- «Качели» Рот широко открыт. Поднимаем широкий язычок то к верхним, то к нижним зубам. На раз-два. 5-6 раз.
- «Лошадка» (на максимальной улыбке). Выполняем цокающие движения языком. Челюсть не двигается. 10 р.
- «Грибочек». Нужно улыбаясь, приоткрыть рот, широкий и распластанный язык приклеить к верхнему небу. Удерживать в такой позиции 5 секунд.
- «Гармошка» Приклеить язык к нёбу («Грибочек») и открывать-закрывать челюсть. 10 раз.
- «Почистим зубки» Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними /верхними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
- «Дятел» рот широко открыт, зубки видны. С силой стучим широким язычком в форме чашечки по бугоркам (альвеолам) за верхними зубками со звуком Д-Д-Д-Д-Д-Д
Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи
Задачами ПКПП являются:
- своевременное выявление, учёт и ранняя диагностика детей с ОПФР для определения оптимальных путей коррекционно – педагогической помощи;
- оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с особенностями психо-физического развития путём проведения коррекционных занятий;
- формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований дошкольного образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения обучающихся;
- проведение консультативной и методической работы среди педагогов и родителей.
ПКПП охватывает детей двух садов: государственное учреждение образования «Детский сад №12 г. Полоцка» и государственное учреждение образования «Детский сад №8 г. Полоцка». В 2022/2023 учебном году в ПКПП коррекционную помощь получают 33 воспитанника, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.
Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)
осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
- заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- заявление законного представителя учащегося.
Отчисление из ПКПП осуществляется руководителя учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:
- исправление нарушений физического и (или) психического развития;
- смена места жительства;
- перевод в иное учреждение образование;
- отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.
Помощь осуществляется в форме занятий. Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного и занимательного материала, использование элементов современных технологий.