Яндекс.Метрика

Пункт коррекционно-педагогической помощи

График приёма специалиста

Учитель-дефектолог Должёнок Юлия Викторовна
развернуть

Второй понедельник
каждого месяца 7.30-8.00

тел.43-92-46

свернуть

О деятельности ПКПП в 2024/2025 учебном году

30.08.2024
Со 2 сентября 2024 года начинает свою деятельность пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) ГУО «Детский сад № 12 г. Полоцка». Первые занятия начнутся с 16 сентября.
развернуть

Целью работы ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования.

Основные задачи:

  1. Изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи.
  2. Исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, осуществление коррекционно-педагогической помощи.
  3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения, развитие интеллектуально-творческих способностей у обучающихся.
  4. Повышение компетентности родителей в вопросах коррекционной педагогики.

Направления работы ПКПП:

- коррекция звукопроизношения; - формирование лексико-грамматических представлений;  - развитие связной речи;  - развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

В процессе организации коррекционных занятий реализуются принципы научности, систематичности и последовательности, доступности, полифункционального подхода, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Для каждого воспитанника с ОПФР разработан индивидуальный план работы, составлен график посещения занятий.

Занятия включают:

  • Артикуляционную гимнастику
  • Дыхательную гимнастику
  • Пальчиковую и зрительную гимнастику
  • Развитие мелкой и общей моторики
  • Развитие фонематического восприятия
  • Расширение и активизация словарного запаса детей
  • Развитие лексико-грамматического строя речи
  • Развитие связной речи

Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного занимательного материала, использование элементов современных технологий. Все это позволяет детям с особенностями психофизического развития успешно овладевать учебными программами, чувствовать себя комфортно в школе.

Зачисление в ПКПП  осуществляется приказом заведующего учреждения образования на основании следующих документов: - заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; - заявление законного представителя воспитанника.

Отчисление из ПКПП  осуществляется приказом заведующего учреждения образования на основании списка обучающихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам: -исправление нарушений физического и (или) психического развития; -смена места жительства; -перевод в иное учреждение образование;

 

свернуть

Информация о деятельности ПКПП с 02 по 13 сентября 2024 года

Занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста начнутся с 16 сентября 2024 г. В период с 02 по 143сентября будет проходить психолого-педагогическое обследование детей.
развернуть

Содержание обследования включает два раздела:

—      изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической, медицинской документации;

—      обследование самого ребёнка.

Данные заносятся в речевую карту, которая заполняется на каждого ребёнка.

Прежде всего в речевую карту заносятся анкетные данные:

  1. Фамилия, имя ребёнка.
  2. Возраст.
  3. Посещает или посещал ребёнок дошкольное учреждение.
  4. Профессия и место работы родителей.

Далее изучаются анамнестические данные (по истории развития ребёнка, путем бесед с родителями). Данные о нервно-психическом, соматическом и психомоторном развитии выписываются из медицинской карты или протокола медико-педагогической комиссии. В ходе беседы с родителями важно получить следующие сведения:

—      наследственность (данные о речевых нарушениях у родителей, родственников, о наличии у них нервно-психических и соматических заболеваний до рождения ребенка);

—      протекание беременности и родов у матери (от какой по счету беременности родился ребенок, как протекала беременность, особенно в первые три месяца, болезни матери во время беременности, проводилась ли лекарственная терапия, рентгеновское обследование, было ли радиоактивное облучение; время наступления родов, их длительность, применялись ли пособия при родах — наложение щипцов, использование вакуум-экстрактора, закричал ли ребёнок или родился в асфиксии, ее длительность);

—      раннее общее развитие ребенка (вес и рост при рождении, брал ли грудь, как вскармливался, когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, какие заболевания перенес);

—      раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь). Речевая активность, характер использования жестов, понимание речи окружающих;

—      психические особенности ребёнка (как ориентируется в окружающей среде, отношение ребенка к своему дефекту — речи и внешнему облику — особенно при ринолалии и дизартрии);

—      отношение к ребёнку в семье, детском саду, характер общего и речевого воспитания (слишком строгое обращение, угрозы, физические наказания, гиперопека, несогласованность, противоречивость, непоследовательность в воспитании; культивирование несовершенств детской речи, отсутствие контроля за формированием правильной речи, перегрузка речевой информацией).

— занимался ли с учителем-дефектологом (где, когда, в течение какого времени), были ли положительные результаты.

После уточнения сведений о развитии ребёнка, истории возникновения и особенностей протекания речевого нарушения проводится непосредственное обследование самого ребёнка.

Примерная схема обследования ребёнка:

  1. Анкетные данные.
  2. Анамнез.
  3. Строение артикуляционного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, зубов, прикуса, челюс­ти, неба, языка.
  4. Моторика артикуляционного аппарата. Обследование воз­можности выполнения губами, языком, челюстями основных движений, характерных для них при произношении звуков:
  5. Звукопроизношение.
  6. Слуховая функция:
  • состояние физического слуха
  • состояние фонематического слуха, анализа и синтеза (раз­личение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных, мягких и твердых звуков; выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, способ­ность придумать слово на заданный звук).
  1. Общая моторика и мелкая моторика рук.
  2. Дыхательная и голосовая функция. Просодическая сторона речи.
  3. Словарный запас и грамматический строй речи.
  4. Психическое состояние (внимание, память, мышление и т.д.) и эмоционально-волевой сферы.

Обращаем Ваше внимание на то, что на основании заключения ЦКРО и Р  (выдано в мае 2024) и проведенного обследования в сентябре 2024 будет составлен план работы с каждым ребёнком  ИНДИВИДУАЛЬНО (в зависимости от структуры речевого дефекта).

 

 

Спасибо за внимание.

свернуть

Артикуляционная гимнастика дома.

Артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов, подготавливающая их к полноценному воспроизведению артикуляционного уклада определённого звука.
развернуть

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С,З):

Правильная артикуляция  звука «С»:

- губы в улыбке

- зубы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

 Упражнения для язычка:

  1. «Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удерживать такое положение  под счет от 5 до 10.

2.«Дудочка»

Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 1 до 10. Можно произносить «ДУУУУУУ»

  1. Чередовать « Заборчик» - « Дудочка».
  2. «Месим тесто»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя». 5 раз

  1. «Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

  1. «Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

  1. «Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком

 

 языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

  1. «Расчёска».

Просовываем язык через зубки (как бы

« расчёсываем» его), губы в улыбке. 5-8 раз.

  1. «Качели»

Рот широко открыт. Поднимаем язык то к верхним, то к нижним зубкам. Под счёт 1-10.

  1. «Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

  1. «Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или от суши)  и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С».

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (Ш,Ж):

Артикуляция звука [Ш]:

губы круглые, зубы немного разомкнуты, язык принимает форму «чашечки», а его боковые края прижимаются к небу. Голосовые складки разомкнуты и воздух сильной струей проходит через щель неба и задней части языка, после через кончик языка и альвеолы. Появляется характерный шум.

Артикуляция звука [Ж] точно такая же, как и при [Ш], но с добавлением голоса. Струя воздуха чуть слабее, щель меньше и это позволяет добиться «жужжания»

  • «Месим тесто». Для него необходимо открыть рот, положить язык на нижнюю губу, аккуратно пошлепать его верхней губой или мягко прикусывать, произнося «пя-пя-пя».
  • «Блинчик». Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
  • «Качели». Рот широко открыт. Поднимаем язык то к верхним, то к нижним зубкам. Под счёт 1-10.
  • «Вкусная конфетка». На кончик языка кладут кусочек ириски, предлагая приклеить его к альвеолам.
  • «Лошадка» (на максимальной улыбке). Выполняем цокающие движения языком. Челюсть не двигается. 10 р.
  • «Грибочек». Нужно улыбаясь, приоткрыть рот, широкий и распластанный язык приклеить к верхнему небу. Удерживать в такой позиции 5 секунд.
  • «Гармошка» Приклеить язык к нёбу («Грибочек») и открывать-закрывать челюсть. 10 раз.
  • «Чашечка». Рот открыт, язык распластан на нижней губе. Необходимо поднять его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Позу удерживают 5 секунд.
  • «Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.
  • «Маляр». Проводим широким языком по нёбу от горла к зубкам, как бы красим его кисточкой.1-10 раз
  • «Фокус». Для него понадобится крохотный кусочек ватки, который кладут на кончик носа ребенка. Он высовывает язычок «чашечкой» и пытается сдуть ватку.

«Бублик». Необходимо округлять губы, слегка выдвигая их вперед. Позу удерживают 5 секунд. Можно добавить «вишенку» − полностью сжатые.

Артикуляционная гимнатика для звука (Л):

Правильная артикуляция при произнесении звука [Л] следующая:

  • губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты;
  • зубы слегка разомкнуты;
  • кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них;
  • при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.
  • «Блинчик». Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
  • «Накажем непослушный язычок» Кусаем кончик язычка зубками, рот в улыбке. 3  по 6 раз
  • «Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.
  • «Качели». Рот широко открыт. Поднимаем язык то к верхним, то к нижним зубкам. Под счёт 1-10.
  • «Пароход» Улыбнуться, прижать кончик язычка зубами, на выдохе произнести длительный звук ЫЫЫЫ.
  •  «Почистим зубки» Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними /верхними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
  • «Посчитаем пенечки» Нажимаем язычком на каждый зуб (пенечек) во рту поочередно.
  • «Ловим мышку» губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «аааа» и прикусить широкий кончик язычка (поймали мышку за хвостик).

Артикуляционная гимнастика для звука (Р):

Звук [Р] - согласный, твердый, дрожащий.

Правильная артикуляция звука [Р]:

- губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);

- зубы - разомкнуты;

- язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

- голосовые связки - вибрируют, давая голос;

- воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

  1. «Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удерживать такое положение  под счет от 5 до 10.

2.«Хоботок»

Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 1 до 10.

     3.Чередовать « Заборчик» - « Дудочка».

  1. «Чашечка». Рот открыт, язык распластан на нижней губе. Необходимо поднять его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Позу удерживают 5 секунд.
  2. «Качели» Рот широко открыт. Поднимаем широкий язычок то к верхним, то к нижним зубам. На раз-два. 5-6 раз.
  3. «Лошадка» (на максимальной улыбке). Выполняем цокающие движения языком. Челюсть не двигается. 10 р.
  4. «Грибочек». Нужно улыбаясь, приоткрыть рот, широкий и распластанный язык приклеить к верхнему небу. Удерживать в такой позиции 5 секунд.
  5. «Гармошка» Приклеить язык к нёбу («Грибочек») и открывать-закрывать челюсть. 10 раз.
  6. «Почистим зубки» Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними /верхними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
  7. «Дятел» рот широко открыт, зубки видны. С силой стучим широким язычком в форме чашечки по бугоркам (альвеолам) за верхними зубками со звуком Д-Д-Д-Д-Д-Д
свернуть

Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи

Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи осуществляется по следующим направлениям: диагностическое; коррекционно-педагогическое; консультативно-методическое.

   Задачами ПКПП являются:

- своевременное выявление, учёт и ранняя диагностика детей с ОПФР для определения оптимальных путей коррекционно – педагогической помощи;

- оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с особенностями психо-физического развития путём проведения коррекционных занятий;

- формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований дошкольного образования;

- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения обучающихся;

- проведение консультативной и методической работы среди педагогов и родителей.

   ПКПП охватывает детей двух садов: государственное учреждение образования  «Детский сад  №12 г. Полоцка» и   государственное учреждение образования «Детский сад №8 г. Полоцка». В 2022/2023 учебном году в ПКПП коррекционную помощь получают 33 воспитанника, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.

Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

 осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании следующих документов:

  • заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • заявление законного представителя учащегося.

   Отчисление из ПКПП осуществляется руководителя  учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами  ЦКРОиР и  утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

  • исправление нарушений физического и (или) психического развития;
  • смена места жительства;
  • перевод в иное учреждение образование;
  • отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.

   Помощь осуществляется в форме занятий. Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного и занимательного материала, использование элементов современных технологий.

свернуть
поделиться в: