Яндекс.Метрика

Районный творческий проект - «Развитие интеллектуально- творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с палочками Кюизенера»

ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

10.10.2022
ЦЕЛЬ творческого проекта: Повысить качество образовательного процесса путём использования развивающих игр с палочками Кюизенера в учреждении дошкольного образования. ЗАДАЧИ творческого проекта: 1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвет; 2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине); 3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда; 4. Осваивать прямой и обратный счет; 5. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). 6. помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания; 7. Научить делить целое на части и измерять объекты; 8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; 9. Развивать логическое мышление, внимание, память.
развернуть

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одной из эффективных методик являются палочки Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет   через практическую, исследовательскую деятельность формировать понятие числовой последовательности; способствует развитию детского творчества, воображения, восприятия, познавательной активности, мелкой моторики, мышления, внимания, пространственного ориентирования, конструктивной деятельности. Комплект состоит из палочек разного размера и цвета, благодаря которым дети быстро запоминают состав чисел и познают основу математических действий. Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т.д. Набор палочек даёт возможность развивать различные навыки. Хотя палочки Кюизенера изначально были предназначены для обучения детей математике в игровой форме, описание методики допускает применение их при проведении других развивающих занятий.

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:

Задания на ознакомление с палочками.

Задания на изучение цвета.

Задания на измерение.

Задания на построение.

Задания на состав числа.

Логические задания с палочками

           Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Палочки   являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами  образовательно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной  дошкольникам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как:   «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину».   Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

 

свернуть

Перспективный план дидактических игр с палочками Кюизенера (5-6 лет)

14.11.2022

Сентябрь

  1. Д/Игра: «Цветные коврики - 2»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

  1. Д/Игра: «Играем с цветом»

 Цель: Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Октябрь

  1. Д/Игра: «Измерение с помощь палочки - мерки»

 Цель: Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать

  1. Д/Игра: «Дополни»

 Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.

Ноябрь

  1. Д/Игра «Запомни»

 Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

  1. Д/Игра: «Подбери цифру»

 Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Декабрь

  1. Д/Игра: «Цветные числа»

 Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

  1. П/Игра: "По порядку становись"

Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.

Январь

  1. Д/Игра: «Магазин игрушек»

 Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца.

  1. Д/Игра: «Кто где живёт»

 Цель: Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

Февраль

  1. Д/Игра: «Составь число»

 Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление.

  1. Д/Игра: «Весы»

 Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Март

  1. Д/Игра: «Больше - меньше»

 Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

2 . Д/Игра: «Найди дом для палочки»

 Цель: Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Апрель

  1. Д/Игра: «Разведчик»

 Цель: Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

2 . Д/Игра: «Конструирование цифр»

Цель: Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.

Май

  1. Д/Игра: «Число - головоломка»

 Цель: Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.

2 . Д/Игра: «Что пропустили?»

 Цель: Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 

свернуть

Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления" "Путешествие в Простоквашино" в старшей группе

27.02.2023
Программные задачи: - Формировать умение устанавливать связи и отношения между смежными числами, умение определять положения изображений на листе бумаги (экране), опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина верхней, нижней, правой и левой сторон, умение определять, что больше – часть или целое. Закреплять умения различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы, который по счету, представления о цифре 7, знания о днях недели и их последовательности, умение детей составлять геометрические фигуры из палочек, названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция. Четырехугольник). Развивать внимание, восприятие, мышления, мелкую моторику. Воспитывать интерес к процессу познания, творческое отношение к математической деятельности.
развернуть

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. 

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу, Скажем Здравствуйте! друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем Привет! и Добрый день! ; Если каждый улыбнётся –  Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО.

Когда я утром шла в сад, у нашей группы я нашла письмо. Чтобы узнать от кого оно нужно его прочитать.  «Доброе утро, пишут вам кот Матроскин и пес Шарик. К нам в гости скоро приедет дядя Федор с папой, а у нас недавно была такая сильная метель, что все сдуло ветром, даже номер с нашего дома. А вдруг дядя Федор с папой не найдут нас, нам нужно подготовиться к их приезду, помогите нам».

Основная часть:

Что ребята, поможем Матроскину и Шарику? (Да). А вы знаете, где они живут, куда мы поедем? (Да, в деревню Протоквашино). Но как же мы доберемся до деревни Простоквашино, это же сказочная деревня. Я принесла с собой необычный зонтик, он волшебный. И если мы раскроем зонтик, закроем глаза и покрутим им над головой, то мы попадём с вами в сказку. Вставайте ко мне поближе.

Зонтик раскрывается,

Сказка начинается.

Покружились, покружились,

Вот и в сказке очутились!

(Воспитатель, раскрывает зонтик и крутит его)

1 задание: - Вот мы с вами и попали в сказку …. (Слайд 2), но нам нужно еще найти дом, в котором живут наши друзья, у них даже номера нет. Домики в деревне окрашены в разные цвета. Скажите, сколько всего здесь домов? Посчитайте каким по порядку стоит жёлтый дом? Дом какого цвета стоит 6-м? какой по порядку дом стоит между красным и коричневым? какой дом правее голубого? Наши друзья живут между 6 и 8 домами, какого он цвета? Давайте заглянем внутрь и проверим. (Слайд 3) Да, все верно!

2 задание: Кота Матроскина и пса Шарика ждет много дел, для начала им нужно сделать новый забор, а то старый снесло ветром. Но забор мы сделаем не простой, а из геометрических фигур, которые мы сделаем из цветных палочек. (Слайд 4). Возьмите 3 красных палочки и сделайте треугольник, рядом из 2 желтых и 2 красных палочек сделайте прямоугольник, из 4 голубых палочек сделайте ромб, а из 4 желтых сделайте квадрат, а из 1 желтой и 1 бордовой и 2 голубых сделайте трапецию. А теперь давайте скажем, из каких геометрических фигур получился наш забор? Сколько всего фигур? Который по счету ромб? А какая геометрическая фигура самая большая? У каких фигур 4 угла? Как назвать их одним словом?  

Давайте мы немного разомнемся, вспомним песню про цветные палочки, строитесь все в круг

Физкультминутка «Считалка про палочки Кьюизенера»

(Слайд 5).Шарик хотел сфотографировать зайца, но тот убежал, Шарик начал его догонять, поскользнулся и упал, его фоторужье выпало. Шарик поднял фоторужье и увидел, что получилась чья-то фотография, давайте мы соберем картинку из палочек и узнаем, кого же сфотографировал Шарик. Садитесь за столы.

3 задание: (Слайд 6) Возьмем оранжевую палочку и положим ее горизонтально внизу (какую цифру она обозначает?), затем возьмем 2 синих палочки и положим их так, чтобы получился треугольник (какая палочка длиннее оранжевая или синяя? Какая короче? Давайте проверим). Над треугольником сделаем ромб из фиолетовых палочек, на ромб с каждой стороны поставим по 2 голубых палочки, чтобы получился треугольник. Внутри ромба расположим 2 кубика белого цвета, а под ними розовую палочку. На кого похоже? (на кота). Только коту чего-то не хватает, чего? Лапы сделаем из 2 красных палочек, поставим их вертикально внутри тела, треугольника. И остался хвост – из 2 желтых палочек. Посмотрим на экран, кто там изображен? (кот Матроскин).

Когда заяц убегал от Шарика, он разрушил снеговика, давайте поможем его собрать. Подходим к экрану (Слайд 7).

4 задание: Части снеговика разбросаны по всему экрану, чтобы собрать снеговика, какую часть мы должны поставить первой? (большой ком), в какой части экрана расположен большой ком? А где второй ком? Третий?  И т.д.

Кот Матроскин и пес Шарик очень ждут своих друзей, только они забыли, в какой именно день недели те должны приехать, помнят только, что в конце недели, начинается, наверное, на В, но они не помнят дни недели. Давайте им напомним, а наши герои буду смотреть и запоминать (Слайд 8).

5 задание: Игра «Неделька, стройся!» Держите карточки с цифрами – днями недели, выстраивайтесь по порядку в ряд и называйте свой день недели. По сигналу под музыку разбегаемся, по сигналу Неделька, стройся – строимся в том же порядке. «Дни недели» отвечают на вопросы воспитателя: «Сколько рабочих дней в неделе? Сколько выходных? Какой день идет после вторника? Какой день стоит между пятницей и воскресеньем? На котором по счету месте от начала недели стоит четверг? Какой день на третьем месте от начала недели?» и т.д. Также дети могут выполнять движения: «Четверг сделай четыре шага вперед, среда – три раза подпрыгни» и т.д.

Так какой же день недели начинается на В в конце недели? (Воскресенье).

Наконец к Шарику и Матроскину приехали гости, дядя Федор с папой и привезли торт.

6 задание: (Слайд 9).Торт большой, наши друзья не знают, как его поделить, чтобы всем достались одинаковые куски. На сколько кусочков нужно поделить торт? (4). Садимся за столы, возьмем бордовую палочку и положим ее на стол, она будет обозначать наш большой торт, подумайте сколько и каких палочек нужно взять, чтобы кусочки торта были одинаковыми? Сколько нужно кусочков? (4), какие палочки возьмем? (розовые). Как называется каждая из 4 частей? Что больше, часть или целое. Если сложить вместе одну четвертую и одну четвертую, что получится? (половина), что больше половина или целый торт? Сколько частей в целом торте? Покажите одну четвертую, две четвертых, три четвертых.

Заключительная часть: (Слайд 10).Молодцы, все задания выполнены, друзья довольны, пора нам возвращаться обратно. Вставайте ко мне поближе.

Зонтик раскрывается,

Сказка начинается.

Покружились, покружились,

Вот и дома очутились!

(Воспитатель, раскрывает зонтик и крутит его)

Рефлексия:

- Тебе понравилось занятие?

- Что мы строили?

- Из чего строили?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое самым лёгким?

- За что бы ты себя похвалил?

Ребята, нам удалось помочь Матроскину и Шарику?

А что можно сделать, чтобы наши впечатления от путешествия в Простоквашино остались надолго в памяти? – нарисовать, давайте попрощаемся с нашими гостями и вернемся в группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Родителям: играем с палочками Кюизенера

19.12.2022

Счетные палочки Кюизенера

для дошкольников:

польза, как выбрать, как играть?

Счетные палочки Кюизенера представляют собой дидактическое пособие для изучения цифр и освоения счета.

В комплект входят 116 объемных палочек (призм) 10–ти цветов и длин. Каждая из них выражает своим цветом и величиной определенное число. Самая маленькая – это куб длинной 1 см. Каждая следующая призма больше предыдущей еще на 1 см. Палочки одинаковой длины имеют одинаковый цвет.

В процессе занятий дети в легкой игровой форме осваивают навыки и получают знания, которые будут полезны в будущем для их дальнейшего обучения и развития.

Упражнения с палочками Кюизенера рекомендуются выполнять с детьми 3–5 лет. Однако они подойдут и малышам от года, например, в качестве конструктора, или для изучения цветов. Это пособие рекомендовано не только для домашних занятий, но и для детских садов и развивающих центров.

Польза счетных палочек

  • Развитие творческих способностей, умения моделировать и конструировать. Эти качества вырабатываются даже при простейших играх с палочками, когда малыши строят из них башенки или сооружают трассу для машин.
  • Сравнение предметови освоение понятий «больше–меньше». Следующим этапом после игр является изучение размера счетных палочек, какая из них больше, а какая – меньше. Дети учатся анализировать и сравнивать предметы между собой.
  • Изучение чисел и счета. Ребенок узнает числа натурального ряда, освоит прямой и обратный счет. В процессе игры даже сложная информация усваивается и запоминается легко, а занятия будут интересны даже самым непоседливым малышам.
  • Освоение базовых арифметических действий– сложения и вычитания, а также таких понятий как «целое» и «часть», и умение делить целое на части.
  • Развитие логического и абстрактного мышления, математических способностей. В дальнейшем это поможет ребенку в обучении.

Как играть?

Игр со счетными палочками Кюизенера существует множество. Для самых маленьких (1.5–2 года) можно предложить простые задания. Например, попросить ребенка найти такую же палочку, как у мамы. Или подобрать пару к той или иной палочке.

Детям постарше подойдут упражнения на сравнение и измерение – найти призму длиннее желтой, но не красную. Также можно дополнить последовательность, продолжить ряд, заполнить пропуски и т.д. Это отличная тренировка логического мышления. Еще один вариант – измерить какой–либо предмет в палочках. Сколько их будет в карандаше? А в книге? Детям очень нравятся такие занятия.

Затем можно усложнять задания. Попросите ребенка найти две маленькие палочки, которые в сумме дают одну большую. Или «разложить» одну большую на три маленькие.

Для тренировки пространственного мышления полезно находить палочки «вслепую». Пусть малыш с закрытыми глазами определит, какая из них длиннее, а какая – короче.

Для удобства родителей разработаны альбомы с заданиями по счетным палочкам Кюизенера. Они разделены по возрастам и уровню сложности. Красочные яркие пособия понравятся малышам. Есть альбомы тематические – по мотивам сказок, с изображением транспорта или игрушек.

 

свернуть
поделиться в: