Методическое сопровождение образовательного процесса
Сценарий занятия с детьми 4 – 6 лет «Путешествие колобка» по профилактике половой неприкосновенности
19.01.2024Интернет-ресурсы в помощь педагогу
В данное время назрела потребность в создании информационно-образовательных сайтов дошкольных учреждений. Основными задачами таких сайтов являются: содействие налаживанию диалога между детским садом и семьей, родителями и воспитателями; укрепление связей между воспитателями, дошкольниками, родителями и общественностью; информирование о жизни учреждения дошкольного образования через систему обратной связи; помощь воспитателям в работе, воспитанникам в становлении полноценного участника общества, родителям в воспитании детей.
Воспитатель может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению. Значимость информации в сети Интернет именно в том, что всегда можно воспользоваться, если это необходимо, самой свежей информацией. На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных дошкольному образованию. На таких сайтах можно найти конспекты занятий, игры, статьи, упражнения, аудио книги, художественную литературу по возрастам. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, находить и использовать очень важную и нужную информацию на сайтах. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это информация по различным видам деятельности занятий и многое другое. Для повышения своего методического уровня и изучения нормативных документов можно обратится к таким сайтам как:
http://mir.pravo.by— Детский правовой сайт,
http://www.adu.by — Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь,
www.praleskared.by — учреждение «Редакция журнала “Пралеска”».
Для работы с детьми, родителями и для самообразования можно использовать такие Интернет-ресурсы, как:
http://www.ivalex.vistcom.ru сайт «Мой детский сад». Здесь воспитатели могут найти сказки, стихи, песни для детей, просмотреть занятия с детьми, а также подобрать материал для консультаций с родителями.
http://www.detskiysad.ru сайт «Детский сад». На страницах данного сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций по организации образовательного процесса с детьми.
http://vospitatel.com.ua сайт «Воспитатель». Здесь можно найти следующее: конспекты занятий в детском саду, методики, различную информацию для воспитателей и родителей, а также различные развивающие занятия для детей. Здесь можно также скачать конспект занятия вместе с готовым дидактическим материалом.
http://allforchildren.ru Все для детей. На этом сайте можно подобрать для детей раскраски, песни, стихи, наглядный материал.
http://www.solnet.ee Детский портал «Солнышко». Здесь размещена информация для детей, педагогов и родителей. Все выше перечисленные сайты полезны тем, что на них можно посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек, буклетов, памяток и консультаций для родителей, нужную и полезную информацию для общего развития, самообразования, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий.
Таким образом, использование Интернет-ресурсов приводит на качественно новый уровень организацию и проведение образовательного процесса, а также открывает широкие возможности для педагогов.
Размаўляем па-беларуску
Особенности организации распорядка дня в учреждении дошкольного образования
В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому.
Требования к распорядку дня определяются психофизиологическими особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.
Основное требование к распорядку дня — учет возрастных особенностей детей. В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.
В процессе выполнения распорядка дня необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития. Детям ослабленным или перенесшим заболевание увеличивается время на сон, пребывание на воздухе; вносятся необходимые изменения и в содержание образовательной работы.
Следующее требование — постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности. Нарушения распорядка дня отрицательно сказываются на здоровье детей и их поведении: они перевозбуждаются, начинают капризничать, между ними могут возникнуть ссоры.
При составлении распорядка дня учитывается время года. Так, в летний период увеличивается время для пребывания детей на свежем воздухе, их поднимают утром раньше, а вечером укладывают спать позже.
Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.
Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение распорядка дня воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.
Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития распорядок дня только под руководством взрослых. Организаторам правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. Он проводит постоянную кропотливую работу по приучению детей к выполнению режима, ведя их от первых шагов в усвоении режимных требований к известной самостоятельности.
Основные моменты распорядка дня яслей-сада:
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка ко сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к полднику, полдник
11. Игры, прогулка, уход детей домой
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика (уход)
Прием детей воспитателем может осуществляться в группе, приемной или на участке. Самое главное - это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника.
Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Конечно же, пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.
Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.
Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.
В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.
На вечерней прогулке в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.
ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.
Отдельно стоит обратить внимание уход ребенка из учреждения дошкольного образования. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.
Подготовка к завтраку, завтрак (обеду, полднику)
Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.
При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу помощника воспитателя и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.
В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребенка нет и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.
Подготовка к прогулке, прогулка
Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в специально-организованной деятельности.
Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей.
Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:
- дать установку на предстоящую деятельность;
- напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.
Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок).
Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.
Организация прогулки.
Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4-4,5 ч. в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.
На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т. д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей.
Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.
Перед уходом с прогулки необходимо проконтролировать, чтобы все иг-рушки дети убрали на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность.
Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Игры и детские виды деятельности
В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда - с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.
Специально-организованная деятельность
Непосредственная специально-организованная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится специально-организованная деятельность согласно календарному плану, в котором указаны программное содержание и цели.
Подготовка ко сну, дневной сон
Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.
Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.
Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой и родителями воспитанников.
После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.
Методические приемы и правила организации режимных процессов
При организации распорядка дня необходимо соблюдать определенные правила:
1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.
2. При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.
3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, преду-сматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в учреждении дошкольного образования и дома.
4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).
5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т. д.
7. Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х -4-х детей и не более 3-4 минут.
8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
9. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.
10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.
Памятка по организации дежурств по столовой
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ
- Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:
- Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
- Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
- С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.
- Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
- Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
- Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
- Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
- Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:
«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».
- Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.
Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».
- «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»
- Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:
«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».
- Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
- По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
- Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
- Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Задачи:
- Формировать ответственное отношение за порученное дело.
- Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.
- Уметь правильно сервировать стол.
- Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
- В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
- В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
- Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
- В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.
Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.
Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.
Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.
Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).
Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.
Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
- Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.
Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.
Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
- Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:
«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».
- Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
- Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
- В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
- Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СТАРШИХ ГРУППАХ
Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.
- На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
- Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
- Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
- Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
- Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
- Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
- Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
- Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
- Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
- Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
- Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.
- Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
- В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.
- Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Общие принципы организации прогулки
Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха –15 °С и ниже – для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха –18 °С и ниже – для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет [ч.3 ст.163 СанПиН]. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читают, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует, решение о сокращении либо отмене прогулки принимает руководитель.
Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:
- четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;
- проводить разъяснительную работу среди родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках в выходные дни.
Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть удобны и соответствовать погоде. В этом направлении также необходима большая информационно-разъяснительная работа с родителями. Одежда должна быть комфортная, из натуральных тканей, при температуре от +3 до –3 трехслойная, при температуре от –4 до –10 четырехслойная, при температуре воздуха от –11 до –15 рекомендуется зимняя утепленная куртка, четыре слоя одежды.
Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трехлетнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; надевают колготки, штаны, сапоги, кофты, шапки, куртки, шарфы, варежки (обратите внимание на последовательность одевания детей, процесс раздевания происходит в обратном порядке). Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.
Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет 8-12 минут, если оно превышает 15-25 минут, значит, навыки не сформированы и необходимо учить детей одеваться быстрее, используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный. Запрещено сравнивание одного ребенка с другим, наказание, осуждение, оскорбление.
Дети, ослабленные после болезни, выходят на прогулку последними, возвращаются с прогулки первыми.
Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и к занятию: ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи, продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Структура прогулки:
- Наблюдение.
- Подвижные игры и физические упражнения.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Трудовая деятельность.
- Самостоятельная деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности [2, с.148]. Если в содержание прогулки включается физкультурное занятие на воздухе, то оно дополняет, а не заменяет подвижные игры и упражнения. Физкультурное занятие планируется строго в конце прогулки, после занятия дети идут в группу.
Организация и проведение наблюдений
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)
Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1) устанавливаются факты;
2) формируются связи между частями объекта;
3) идет накопление представлений у детей;
4) проводятся сопоставления;
5) делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
При подготовке к наблюдениям следует продумать:
- Организацию обстановки (объектов наблюдения, отбор и расположение объекта).
- Размещение детей.
- Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
- Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика наблюдения).
Характер и содержание ответов детей.
- Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).
Подвижные игры и физические упражнения
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке: в младших группах — 6-10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших — 20-25 минут. Каждый месяц разучивается 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
При планировании подвижных игр и особенно физических упражнений, следует учитывать содержательный компонент физкультурных занятий. Индивидуальную работу по физической культуре проводит воспитатель на прогулке.
При подготовке к проведению подвижных игр следует продумать:
- Место проведения, атрибуты.
- Приёмы руководства.
- Индивидуальный подход в процессе игры.
Трудовая деятельность
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
- индивидуальные трудовые поручения,
- работа в группах,
- коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы, показ и объяснение всего задания — последовательных его этапов.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
При подготовке к организации трудовой деятельности следует продумать:
- Организацию условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
- Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа или вся группа).
- Приемы постановки и объяснения трудового задания.
- Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.
- Приемы организации взаимодействия детей в процессе труда.
- Оценку деятельности воспитанников, ее содержание, формы.
Индивидуальная работа
Во время прогулок воспитатель в соответствие с планом проводит индивидуальную работу с воспитанниками по направлениям учебной программы: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому и эстетическому развитию.
Так, например, для одних он организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков. Или, например, осуществляет работу по развитию речи ребенка: разучивание потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Долгие летние прогулки предоставляют замечательную возможность организовать индивидуальную работу с детьми, не в полной мере усвоившими учебный материал, во всех образовательных областях. Воспитатель должен организовывать изобразительную деятельность, обеспечить наличие на прогулках разнообразного выносного материала не только для игровой деятельности. Детям даются индивидуальные задания по формированию математических представлений, развитию грамматического строя речи и пр.
Самостоятельная деятельность воспитанников
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, сюжетно-отобразительные игры с выносными игрушками; строительные и конструкторские игры с выносным и природным материалом, подвижные игры со спортивным инвентарем и т.п.)
Изобразительная деятельность (рисование карандашами и фломастерами в теплое время года, мелками на асфальте, палочками на песке и т.п.)
Ориентированно-познавательная деятельность (самостоятельные наблюдения детей, игры с песком и водой, снегом и т.п.)
Художественно-речевая деятельность (чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества, пение детских песенок, организация выносных театров и т.п.)
Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
При подготовке к организации самостоятельной деятельности следует продумать:
- Организацию обстановки (атрибутика).
- Приемы организации взаимодействия детей.
- Приёмы руководства (способы привлечения детей, распределение игровых действий и т.п.).
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, приводят в порядок участок. По приходу в группу дети раздеваются, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Обратите внимание, головные уборы, шарфы хранятся на верхней полке; куртки, кофты, штанишки, пакет со сменной одеждой – на средней; обувь – на нижней полке шкафчика.
Памятка для воспитателя по проведению прогулок
- Разработку прогулки начните с планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
- Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
- Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
- Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
- Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
- При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
- При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада
- Перед выходом детей на прогулку осматривайте территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
- Следите, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следите за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям.
- При проведении прогулки следите, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщите о случившемся руководителю.
- Обучайте навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
Запрещается:
- Оставлять детей одних, без присмотра.
- Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить медицинского работника и заведующего.
Конспект интегрированного занятия "Синий платочек" по образовательным областям «Ребёнок и общество» и «Изобразительное искусство. Аппликация» для детей средней группы (4-5 лет)
Тип занятия: закрепление ранее приобретённых представлений, умений и навыков; творческое применение приобретённых представлений, умений и навыков.
Тема: «Синий платочек»
Программные задачи: развивать интерес к изобразительной (аппликация) и творческой деятельности. Формировать представления о способах создания декоративной аппликации (платочек) из различных материалов: бумага, ткань. Закреплять умения подбирать узоры из различных форм, цветовую гамму, вырезать разными способами (симметричное, парносимметричное из бумаги, сложенной в несколько раз), выкладывать детали и наклеивать их. Воспитывать эстетические чувства, интерес к истории своего народа, уважение к старшему поколению.
Предварительная работа: беседы о войне, рассматривание слайдов о войне, чтение литературы: Л. Рашкоўскі “Я хачу салдатам стаць”, В. Липский «Тревожные колокола», Л. Кассиль «Про нашу пехоту», «Главное войско» (Из книги «Твои защитники»), слушание песен фронтовых лет: «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова), «День Победы» (музыка Д. Духманова, слова В. Харитонова), «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского), «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К. Симонова), «В землянке (музыка К. Листова, слова А. Суркова).
Материалы и оборудование: бабушкин сундучок, в нем – фронтовое письмо треугольник, фотографии военных лет, медали дедушки, синенький платочек с узорами, лоскуты ткани размером 20 /20 см., синего цвета, бархатная бумага, кусочки тканей с изображением цветов для вырезывания, готовые элементы (кружки мелкие и побольше), клей, кисти, подставки для кистей, ножницы, клеенки, тряпочки для просушивания работ, аудиозаписи фронтовых песен: «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова), «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского), «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К. Симонова), «В землянке (музыка К. Листова, слова А. Суркова).
Ход занятия:
Воспитатель (В): Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение.
Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем и песни поем.
И красавицу осень встречаем,
И нарядную елочку ждем.
Но есть праздник один - самый главный!
И его нам приносит весна
День Победы –торжественный, славный
Отмечает его вся страна!
М. В. Сидорова
В. О каком празднике говорится в стихотворении? Почему его отмечают в нашей стране? (Ответы детей)
В. День Победы наша страна будет отмечать 9 мая (Слайд 2). Это торжественный и светлый праздник. В этот день когда - то давно закончилась долгая и страшная война. У каждого из нас на войне сражались прадедушки и прабабушки. (Рассказы детей о своих близких, которые сражались на войне)
В. Да, ребята, многих уже нет в живых, но память о них живет в каждой семье. Я принесла вам бабушкин сундук, давайте посмотрим, что в нем (Воспитатель вместе с детьми рассматривают военные письма, сложенные треугольником, фотографии военных лет, медали и платок синего цвета).
В. Ребята, я хочу рассказать вам историю этого платочка. Когда дедушка уходил на войну, бабушка провожала его в этом платочке. Когда поезд увозил дедушку, то бабушка и другие женщины снимали с головы платки и махали долго-долго на прощание. (Слайд 3) В своих письмах с фронта дедушка писал о том, как вспоминал образ бабушки и этот синий платок. (Слайд 4) Поэтому бабушка хранила этот платок как память расставания с дедушкой, который погиб на войне. Такие истории были во многих семьях. Поэты и композиторы слагали стихи и песни о тех, кто ждал своих любимых защитников. Их пели артисты для солдат во время перерывов между сражениями, сами солдаты. Послушайте песню «Синий платочек».
(В аудиозаписи звучит фрагмент песни «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова)
Пальчиковая гимнастика
«Наши нежные цветки»
Наши нежные цветки
(Руки в вертикальном положении)
Распускают лепестки
(Развести пальцы рук)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
(Ритмичные движения пальцев рук)
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки.
(Соединить пальцы вместе)
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами)
Аппликация «Синий платочек»
В. Ребята, я предлагаю вам сделать для своих близких синие платочки, украсить их, вложив в свой труд память и любовь светлого праздника Победы. Давайте рассмотрим узоры на платке (Рассматривание узоров- цветы, листочки) (Слайд 5) Воспитатель напоминает способы вырезывания цветов (ромашки, васильки) (Слайд 6,7), листочков (Слайд 8), предлагает использовать готовые дополнительные детали (кружки мелкие и побольше, вырезанные из ткани цветы) (Слайд 9).
Звучит музыка военных лет.
(В аудиозаписи звучат песни «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова), «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), «В землянке (музыка К. Листова, слова А. Суркова).
Дети занимают места, где разложены заранее приготовленные материалы.
Самостоятельная работа детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь по вырезыванию.
Выставка детских работ.
В. Что было интересного на занятии? Что было трудного в изготовлении платочка? Нравятся ли вам ваши работы? (Ответы детей )
В. Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились платочки. Пусть они будут памятью о наших прабабушках и прадедушках. Они отстояли свободу нашей Родины и мы должны помнить об этом всегда.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019
Конспект занятия «Голубь мира, голубь победы» по образовательной области «Изобразительное искусство. Конструирование» для детей старшей группы (5-6 лет)
Тип занятия: закрепление ранее приобретённых представлений, умений и навыков; творческое применение приобретённых представлений, умений и навыков.
Тема: "Голубь мира, голубь победы"
Программные задачи: расширять представления воспитанников о Великой Отечественной войне. Познакомить с понятием «голубь – символ мира». Обучать способам конструирования голубя из бумаги. Формировать умения использовать приемы работы с бумагой (складывать квадрат по диагонали, разрезать). Развивать мышление, речь, умение отвечать на вопросы, мелкую моторику рук, конструктивные способности. Воспитывать желание создавать законченные конструкции.
Оборудование: мультимедийная презентация, бумажный голубь, листы белой бумаги с силуэтами голубей, ножницы, клей, кисти, подставки для кистей, салфетки.
Предварительная работа: беседы о Великой Отечественной войне, чтение произведений о войне: Л. Рашкоўскі “Я хачу салдатам стаць”, В. Липский «Тревожные колокола», Л. Кассиль «Про нашу пехоту», «Главное войско» (Из книги «Твои защитники»), рассматривание иллюстраций, фотографий о войне, слушание песен фронтовых лет: «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова), «День Победы» (музыка Д. Духманова, слова В. Харитонова), «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского), «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К. Симонова), «В землянке (музыка К. Листова, слова А. Суркова).
Ход занятия:
Воспитатель: (В.). Добрый день, мои друзья! Вас снова рада видеть я. (Воспитатель вместе с детьми становятся в круг, берутся за руки)
«Добрый день» - тебе сказали.
«Добрый день» - ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
В. Ребята, посмотрите, что за птицу вы видите на экране? (Ответы детей) Голубь –это птица мира и любви. Давайте посмотрим, какие красивые бывают голуби (На экране – слайд 2 с изображением голубей разнообразных пород).
Воспитатель читает стихотворение
Белые голуби, - цвет чистоты!
Белые голуби, - знак красоты!
Белые голуби, - мир для души!
Белые голуби, - птицы любви!
Белые голуби - счастье несите,
Радость и мир на земле всем дарите!
В.Сунцов
В. Ребята, все вы помните, что 9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками. В этом году наш народ будет отмечать 75 лет Великой Победы. (На экране – слайд 3)Оказывается, не только люди воевали и приносили пользу своей родине, но и птицы, а именно, - голуби, сделали много доброго. Во время Великой Отечественной войны во многих армиях стран были созданы специальные подразделения военно-голубиной почты, которые принесли большую пользу нашим войскам. (На экране – слайд 4) На военных станциях голубям клеймили крыло и крепили колечко на ноге. На клейме и кольце был написан год рождения, номер голубя (имя), название станции и государственный герб страны, которой он принадлежит. (На экране – слайд 5) Письма, которые доставляли голуби, назывались голубеграммы. Они помещались в специальные водонепроницаемые капсулы, прикреплялись к оперению или лапке голубя. Такая надёжность позволяла доставлять в штабы важнейшие письма, вплоть до секретных документов. (На экране – слайды 6,7) Так же использовали голубей и в разведывательных целях. Пока голубь летел домой, прикреплённый на его грудке фотоаппарат делал серию снимков. Фотографии, сделанные голубями с низкой высоты, давали точные данные о расположении войск врага. (На экране – слайд 8)
Сегодня я хочу вам рассказать несколько историй, которые случились в годы войны. И героями этих историй были голуби. В далёкой стране Англии служила голубка Мэри, которая доставляла секретные сообщения между Англией и Францией, пережила нападение военного ястреба противника (в немецко-фашистских войсках для перехвата почтовых голубей были специально обученные соколы и ястребы), тяжелое ранение. За свой подвиг она получила престижную награду — медаль Марии Дикин — высшую воинскую награду Великобритании для животных. (На экране – слайд 9)
В нашей стране был такой случай. Однажды отряд разведчиков попал в окружение к фашистам. Их рация была разбита, связи со своим отрядом у разведчиков не было. Но у них был один-единственный тренированный сизый голубь под номером «48». Разведчики прикрепили к его лапке письмо с донесением. Во время доставки боевого донесения голубь № 48 несколько раз был атакован и ранен ястребом, но смог от него уйти и доставить донесение. «Уже в сумерках под ноги голубеводу Попову упал 48-й. Одна лапка у него была поломана и держалась на тонкой коже, спина ободрана, а грудь в запекшейся крови. Голубь тяжело дышал и жадно хватал воздух раскрытым клювом. После передачи в штаб части донесения от разведчиков голубь был прооперирован ветеринарным врачом и спасён». (На экране – слайд 10)
В. Теперь вы знаете, какими отважными и верными помощниками в борьбе с врагом были голуби. Ребята, давайте сделаем почтовых голубей и отправим с ними поздравление для ветеранов.
Пальчиковая гимнастика
Птички полетели
(Поочередно разжимают пальцы из кулачка)
Крыльями махали,
(Машут руками)
На деревья сели,
(Поднимают руки вверх, пальцы в стороны)
Вместе отдыхали.
(Сжимают пальцы в кулак).
Показ и объяснение способов изготовления голубя воспитателем. (На экране – слайды 11-14)
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь.
Дети читают стихи:
1-ый ребёнок 2-ой ребёнок
Солнце родины любимой Ты лети, лети по свету,
Озаряет все вокруг, Голубь наш, из края в край,
И взлетает белокрылый Слово мира и привета
Голубь мира с наших рук. Всем народам передай.
Т. Коломинец
(На экране – слайд 15)
В. Ребята, посмотрите, какие красивые голуби у нас получились! Что интересного вы узнали на занятии? Что было для вас сложным? К своим «голубям мира» вы прикрепите открытки и воздушные шары и поздравите на празднике ветеранов.
ЛИТЕРАТУРА:
- Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019.