Методическое сопровождение образовательного процесса

Конспект   интегрированного занятия "Синий платочек" по  образовательным   областям «Ребёнок и общество»  и  «Изобразительное искусство.  Аппликация»   для детей средней группы (4-5 лет)

Тип занятия: закрепление ранее приобретённых представлений, умений и навыков; творческое применение   приобретённых представлений, умений и навыков.

Тема: «Синий платочек»

Программные задачи: развивать интерес  к изобразительной (аппликация) и творческой деятельности. Формировать представления о способах создания декоративной аппликации (платочек) из различных материалов: бумага, ткань. Закреплять умения подбирать узоры из различных форм, цветовую гамму, вырезать разными способами (симметричное, парносимметричное из бумаги, сложенной в несколько раз), выкладывать детали и наклеивать их. Воспитывать эстетические чувства,  интерес к  истории своего народа, уважение к старшему поколению.

Предварительная работа: беседы о войне, рассматривание слайдов о войне, чтение литературы: Л. Рашкоўскі “Я хачу салдатам стаць”, В. Липский «Тревожные колокола»,  Л. Кассиль «Про нашу пехоту», «Главное войско» (Из книги «Твои защитники»), слушание песен фронтовых лет: «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова), «День Победы» (музыка Д. Духманова, слова В. Харитонова), «Катюша» (музыка М. Блантера,  слова М. Исаковского), «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К. Симонова), «В землянке (музыка К. Листова, слова  А. Суркова).

Материалы и оборудование: бабушкин сундучок, в нем – фронтовое письмо треугольник, фотографии военных лет, медали дедушки, синенький платочек с узорами, лоскуты ткани размером 20 /20 см., синего цвета,  бархатная бумага, кусочки тканей с изображением цветов для вырезывания, готовые элементы (кружки мелкие и побольше), клей, кисти, подставки для кистей, ножницы, клеенки, тряпочки для просушивания работ, аудиозаписи   фронтовых песен: «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова), «Катюша» (музыка М. Блантера,  слова М. Исаковского), «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К. Симонова), «В землянке (музыка К. Листова, слова  А. Суркова).

Ход занятия:

Воспитатель (В):  Ребята, я хочу  прочитать  вам стихотворение.

           

 Много праздников мы отмечаем,

           Все танцуем и песни поем.

           И красавицу осень встречаем,

           И нарядную елочку ждем.

           Но есть праздник один - самый  главный!

           И его нам приносит весна

           День Победы –торжественный, славный

           Отмечает его вся страна!

М. В. Сидорова

В. О каком празднике говорится в стихотворении? Почему его отмечают в нашей стране? (Ответы детей)

В. День Победы наша страна будет отмечать 9 мая (Слайд 2). Это торжественный и светлый праздник. В этот день когда - то давно закончилась долгая и страшная война. У каждого из нас на войне сражались прадедушки и прабабушки. (Рассказы детей о своих близких, которые сражались на войне)

В. Да, ребята, многих уже нет в живых, но память о них живет в каждой семье. Я принесла вам бабушкин сундук, давайте посмотрим, что в нем (Воспитатель вместе с детьми рассматривают военные письма, сложенные треугольником, фотографии военных лет, медали и платок синего цвета).

В. Ребята, я хочу рассказать вам историю этого платочка. Когда дедушка уходил на войну, бабушка провожала его в этом платочке. Когда поезд увозил дедушку, то бабушка и другие женщины снимали с головы платки и махали долго-долго на прощание. (Слайд 3) В своих письмах с фронта дедушка писал о том, как вспоминал образ бабушки и этот синий платок. (Слайд 4) Поэтому бабушка хранила этот платок как память расставания с дедушкой, который погиб на войне. Такие истории были во многих семьях. Поэты и композиторы слагали стихи и песни о тех,  кто ждал своих любимых защитников. Их пели артисты для солдат во время перерывов между сражениями, сами солдаты. Послушайте песню «Синий платочек».

(В аудиозаписи звучит фрагмент песни  «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова) 

Пальчиковая гимнастика

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               

(Руки в вертикальном положении)

Распускают лепестки                

(Развести пальцы рук)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.  

(Ритмичные движения пальцев рук)

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.              

(Соединить пальцы вместе)

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами)    

Аппликация  «Синий платочек»

В. Ребята, я предлагаю вам сделать для своих близких синие платочки, украсить их, вложив в свой труд память и любовь светлого праздника Победы. Давайте рассмотрим узоры на платке (Рассматривание узоров- цветы,  листочки) (Слайд 5) Воспитатель напоминает способы вырезывания цветов (ромашки, васильки) (Слайд 6,7), листочков (Слайд 8), предлагает использовать готовые дополнительные детали (кружки мелкие и побольше, вырезанные из ткани цветы) (Слайд 9).

Звучит музыка военных лет.

(В аудиозаписи звучат  песни  «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова),  «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова),   «В землянке (музыка К. Листова, слова  А. Суркова).

 

Дети   занимают места, где разложены заранее приготовленные материалы.

Самостоятельная работа детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь по вырезыванию.

Выставка детских работ.

В. Что было интересного на занятии? Что было трудного в изготовлении платочка? Нравятся ли вам ваши работы? (Ответы детей )

В. Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились платочки. Пусть они будут памятью о наших прабабушках и прадедушках. Они отстояли свободу нашей Родины и мы  должны  помнить    об этом всегда.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019

https://cloud.mail.ru/public/MUqc/n2vmNNkh3

свернуть

Конспект занятия «Голубь мира, голубь победы» по образовательной области «Изобразительное искусство. Конструирование» для детей старшей группы (5-6 лет)

Тип занятия: закрепление ранее приобретённых представлений, умений и навыков; творческое применение   приобретённых представлений, умений и навыков.

Тема: "Голубь мира, голубь победы"

Программные задачи: расширять представления воспитанников о Великой Отечественной войне. Познакомить с понятием «голубь – символ мира». Обучать способам конструирования голубя из бумаги. Формировать умения использовать приемы работы с бумагой (складывать квадрат по диагонали, разрезать). Развивать мышление, речь, умение отвечать на вопросы, мелкую моторику рук, конструктивные способности. Воспитывать желание создавать законченные конструкции.

Оборудование:  мультимедийная презентация, бумажный голубь,  листы белой бумаги с  силуэтами голубей, ножницы, клей, кисти, подставки для кистей, салфетки.

Предварительная работа: беседы о Великой  Отечественной войне, чтение  произведений о войне: Л. Рашкоўскі “Я хачу салдатам стаць”, В. Липский «Тревожные колокола»,  Л. Кассиль «Про нашу пехоту», «Главное войско» (Из книги «Твои защитники»), рассматривание иллюстраций, фотографий о войне, слушание песен фронтовых лет: «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова М. Максимова), «День Победы» (музыка Д. Духманова, слова В. Харитонова), «Катюша» (музыка М. Блантера,  слова М. Исаковского), «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К. Симонова), «В землянке (музыка К. Листова, слова  А. Суркова).

Ход занятия:

Воспитатель: (В.).  Добрый день, мои друзья! Вас снова рада видеть я. (Воспитатель вместе с детьми становятся в круг, берутся за руки)

«Добрый день» - тебе сказали.

«Добрый день» - ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

В. Ребята, посмотрите,  что за птицу вы видите на экране? (Ответы детей) Голубь –это птица мира и любви. Давайте посмотрим, какие красивые бывают голуби (На  экране – слайд 2 с изображением голубей разнообразных пород).

Воспитатель читает стихотворение

                                                               Белые голуби, - цвет чистоты!

                                      Белые голуби, - знак красоты!

                                      Белые голуби, - мир для души!

                                      Белые голуби, - птицы любви!

                                      Белые голуби - счастье несите,

                                      Радость и мир на земле всем дарите!

В.Сунцов

В. Ребята, все вы помните, что 9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками. В этом году наш народ будет отмечать 75 лет Великой Победы. (На  экране – слайд 3)Оказывается, не только люди воевали и приносили пользу своей родине, но и птицы, а именно, - голуби,   сделали много доброго.   Во время Великой Отечественной войны во многих армиях стран были созданы специальные подразделения военно-голубиной почты,  которые  принесли большую пользу нашим войскам. (На  экране – слайд 4) На военных станциях голубям  клеймили крыло  и крепили колечко на ноге. На клейме и кольце был написан год рождения, номер голубя (имя), название станции и государственный герб страны, которой он принадлежит. (На  экране – слайд 5) Письма, которые доставляли голуби, назывались голубеграммы. Они помещались в  специальные водонепроницаемые  капсулы, прикреплялись  к оперению или лапке голубя. Такая надёжность позволяла доставлять в штабы важнейшие письма, вплоть до секретных документов. (На  экране – слайды 6,7) Так же использовали  голубей и в разведывательных целях. Пока голубь летел домой, прикреплённый на его грудке фотоаппарат делал серию снимков.  Фотографии, сделанные голубями с низкой высоты, давали  точные данные о расположении войск врага. (На  экране – слайд 8)

Сегодня я хочу вам рассказать несколько  историй, которые случились в годы войны. И героями этих историй были голуби. В далёкой стране Англии служила голубка Мэри, которая  доставляла секретные сообщения между Англией и Францией, пережила нападение военного ястреба противника (в немецко-фашистских войсках для перехвата почтовых голубей были специально обученные соколы и ястребы), тяжелое ранение. За свой подвиг она  получила престижную награду — медаль Марии Дикин — высшую воинскую награду Великобритании для животных. (На  экране – слайд 9)

В нашей стране был такой случай. Однажды отряд разведчиков попал в окружение к фашистам. Их рация была разбита, связи со своим отрядом у разведчиков не было. Но у них был один-единственный тренированный сизый голубь под номером «48». Разведчики прикрепили к его лапке письмо с донесением.  Во время доставки боевого донесения голубь № 48 несколько раз был атакован и ранен ястребом, но смог от него уйти и доставить донесение. «Уже в сумерках под ноги голубеводу Попову упал 48-й. Одна лапка у него была поломана и держалась на тонкой коже, спина ободрана, а грудь в запекшейся крови. Голубь тяжело дышал и жадно хватал воздух раскрытым клювом. После передачи в штаб части донесения от разведчиков голубь был прооперирован ветеринарным врачом и спасён». (На  экране – слайд 10)

В. Теперь вы знаете, какими отважными и верными помощниками в борьбе с врагом  были голуби. Ребята, давайте сделаем    почтовых голубей и отправим с ними поздравление для ветеранов.

Пальчиковая гимнастика

Птички полетели     

(Поочередно разжимают  пальцы из  кулачка)                                                

Крыльями махали,                         

(Машут руками)                                       

На деревья сели,          

(Поднимают руки вверх, пальцы в  стороны)

Вместе отдыхали.                          

(Сжимают пальцы в кулак).

 

Показ и объяснение способов изготовления голубя воспитателем. (На  экране – слайды 11-14)

Самостоятельная деятельность детей.  Индивидуальная помощь.

Дети читают стихи:

1-ый ребёнок                                  2-ой ребёнок

Солнце родины любимой               Ты лети, лети по свету,         

Озаряет все вокруг,                         Голубь наш, из края в край,            

И взлетает белокрылый                    Слово мира и привета

Голубь мира с наших рук.              Всем народам передай.        

Т. Коломинец

(На  экране – слайд 15)

В. Ребята, посмотрите, какие красивые голуби у нас получились!   Что интересного вы узнали на занятии? Что было для вас сложным? К своим «голубям мира» вы прикрепите открытки  и воздушные шары и поздравите на празднике ветеранов.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019.

 https://cloud.mail.ru/public/FLMQ/oosB6pQfX

свернуть